+7 (812) 997-83-63 support@softengineering.ru

Обзор технологий доступа к КИС

ПИ современных информационных систем

Используя какие технологии пользователи могут подключаться и работать в современных информационных системах?

1. Различные программные или как их еще называют «толстые» клиенты.



Это приложения которые устанавливаются на компьютер пользователя, обладают определенным функционалом, который позволяет работать в среде корпоративной информационной системы. Толстые клиенты либо пользуются единой базой данных корпоративной информационной системы, при работе соответственно извлекают из, и записывают в нее рабочую информацию, часто основную базу данных дополняет локальная база данных в которой могут храниться временные ( промежуточные ) данные и алгоритмы обработки информации, и которая позволяет более эффективно организовывать рабочий процесс например при работе в сетях с непостоянным доступом к основной ( материнской ) базе данных. При этом основная масса вычислений пользователя при работе с базой данных происходит на компьютере пользователя. Естественно, при использовании программного клиента необходимо учитывать ряд особенностей, которые в зависимости от ситуации определяют плюсы и минусы, использования данной технологии в конкретной ситуации:



- Прежде всего установка и работа в программном клиенте требует серьезных ресурсов от компьютера пользователя. Это и объем дискового пространства необходимый для инсталляции приложения, и требуемые для работы приложения дополнительные приложения, поддержка от операционной системы пользовательского устройства, вычислительные ресурсы клиентского устройства.



- При работе программное приложение может хранить данные на компьютере пользователя, что может вызывать возражения по соображениям корпоративной безопасности.



- Программные клиенты удобно использовать в сетях с низкой скоростью или непостоянным доступам к основной базе данных корпоративной информационной системе. Например если рвется соединение с сервером БД, вы вероятно сможете выполнять ряд задач, а не будете сидеть и смотреть на черный экран удаленного рабочего стола.



- Обслуживание программных клиентов требует дополнительных ресурсов.Ну в частности типичным примером является обновление платформы информационной системы: - если в случаи с программным клиентом Вам часто приходиться обновлять платформу не только на сервере БД, но и на всех компьютерах пользователей работающих с базой данных. Так же для каждой операционной системы необходим свой актуальный дистрибутив программного клиента ( для Windows 32bit свой, для версий 64bit свой , для Linux – свой).



2. Технология удаленного рабочего стола ( RDP ). На ряду с программными клиентами является наиболее массовой технологией для подключения к КИС (Корпоративной Информационной Системы). Суть ее заключается в том, что пользователь работает с КИС на рабочем столе сервера, но со своего компьютера.

Преимущества и недостатки следующие:

- Клиенты rdp широко распространены, есть под любую операционную систему, технология известная и хорошо отработанная.

- Все вычисления происходят на сервере, соответственно требования к производительности компьютера ( терминала ) пользователя минимальны.

- Высокая защищенность протокола – фактически до настоящего времени протокол не «сломан», и наиболее вероятный сценарий получения несанкционированного доступа это подбор параметров учетной записи. Поэтому если планируете использовать данную технологию, то желательно использовать устойчивые к подбору параметры учетной записи ( категорически не рекомендуем использовать логин: user и пароль: 12345 ).

- Поскольку работа идет на рабочем столе сервера БД, то при правильно организации работ информация не сохраняется на рабочей станции пользователя, что повышает безопасность эксплуатации КИС.

- Простота обслуживания – не нужно устанавливать программные приложения, контролировать их версии и т.п. Все обслуживание происходит на сервере. Так же при некоторых сценариях не требуется настройка и контроль синхронизации локальных баз данных с материнской.

- Если Ваша КИС установлена на сервере который использует в качестве операционной системы Windows Server, требуются приобретать дополнительные лицензии удаленного рабочего стола.

3. Web-интерфейс.

Доступ к ресурсам информационной системы через обычный браузер. На сегодняшний момент наиболее активно применяемая технология. Фактически, ваша работа выглядит так – вы запускаете браузер, в адресной строке вводите адрес и попадаете в интерфейс КИС.

Преимущества и недостатки:

- Все вычисления происходят на сервере, соответственно Вам нужен только браузер, другие ресурсы от пользовательского устройства обычно не требуются. Тут же - при должной организации работы можно обеспечить высокую сохранность данных.

- Система может требовать определенной квалификации от обслуживающего ее персонала, в частности будет требоваться инсталляция и поддержка web-сервера, а так же базу на нем нужно будет публиковать.

- Работает практически на любом устройстве, от смартфона до мощной рабочей станции. Правда при этом не все разрешения экранов поддерживается в некоторых случаях работать очень неудобно, хотя с другой стороны часто реальная альтернатива в таких случаях – мобильные приложения.

4. Мобильные приложения.

Специальные мобильные приложения под IOS, Android и т.п. Обычно узкоспециализированные, с ограниченным функционалом. Зачем создаются подобные приложения? Главным технологическим трендом здесь является получение совершенно отличной, среды для работы пользователя, в существующей КИС. Например вы хотите предоставить какой либо сервис Вашему клиенту или партнеру, но при этом не подключать его к основному интерфейсу Вашей КИС. Типичным примером может быть мобильное приложение приема заказов для замерщиков пластиковых окон. В приложении минимум данных: номер заказа, параметры окон/окна, дата выполнения заказа, возможно контактные данные. Работать с интерфейсом данного приложения можно практически с любого смартфона на IOS и Android, с собой не нужно таскать планшеты ноутбуки, да и просто бумажные блокноты. Все данные быстро и удобно заносятся, в приложение, если требуется то можно добавить к заказу фотографии сделанные прямо на месте на смартфон. Наиболее продвинутые варианты имеют встроенный календарь с графиком заказов и обновляемые через интернет статусы заказов ( принят, в производстве, комплектуется, готов, завершен и т.п. ).

По преимуществам и недостаткам – судите сами. Но мобильное приложение дело не дешевое, из коробки на смартфоне оно не установлено, его нужно разрабатывать, публиковать, поддерживать и при необходимости обновлять функционал.


s