+7 (812) 997-83-63 support@softengineering.ru

Обзор технологий

Off-line/On-line технологии ИС

Современное развитие систем доступа к сети интернет делает возможным  одновременную работу в единой информационной среде пользователей и филиалов компаний в разных городах мира. Единственным условием является наличие доступа к сети интернет. Современные интернет-технологии дают практически неограниченные возможности по накоплению, интеграции и обмену данными между различными филиалами и организациями. Учитывая эти тенденции складывается очень любопытная ситуация – доступ к сети интернет стал таким же распространенным  явлением как подключение к электрическим сетям в ХХ веке. А по скольку большинство сервисов информационных систем относительно не требовательно к каналам   доступа получили развитие две технологические тенденции:

Первая - переход разветвленных сетевых компаний на использование единой информационной системы с централизованной базой данных. Достаточно простая схема - база публикуется на одном из серверов компании, а удаленные пользователи и филиалы подключаются к ней через интернет, посредством толстых клиентов, технологии RDP или используя web-интерфейс.

Вторая тенденция - развитие облачных сервисов информационных систем. С точки зрения пользователей мало чем отличается от первой тенденции, однако в данном случаи информационная система размещается в облачном сервисе и централизованнообслуживается специалистами отвечающими за обслуживание облачного сервиса. При этом компания, не тратит дополнительных средств на аппаратные ресурсы, а так же практически не требуется выполнять целый ряд работ и процедур, таких как резервное копирование баз данных, настройки подключения пользователей и т.п.  Ну и как правило в качестве базовой технологии доступа к базе данных используется web-интерфейс.

При всем спектре замечательных возможностей которые открывает для организации бизнес-процессов он-лайн сервисы, довольно часто встречаются сценарии когда доступ к сети интернет отсутствует, а вести деятельность нужно. Для поддержки подобных сценариев информационные системы могут использовать целый ряд технологий и несмотря на разные концепции реализации принципиальный подход к решению проблемы общий. Система должна уметь накапливать информацию для работы в режиме off-line,  обеспечивать ввод и первичную обработку данных в режиме off-line и уметь ее предать в основную систему или подобную систему/системы ( если нет централизации ) при подключении к сети Интернет или других каналов связи с целью дальнейшей синхронизации.

Примеры подобных решений следующие:

- локальные информационные базы, установленные на терминалы ( рабочие станции ) пользователей. Принцип прост на устройство/устройства которые offline устанавливается своя информационная база которая в последствии при подключении к сети интернет может обмениваться данными с другими базами. Как частично например показывать остатки складов, документы и аналитику продаж и поступлений, так и полностью - все справочники, документы и т.п. Частным случаем этого примера является технология распределенных баз данных ( РИБ ) которая может быть организованна линейно ( неиерархически )  и иерархически, то есть иметь главные (  узловые ) базы которые агрегируют в себя информацию из локальных баз. Тем самым формируется разделение баз данных по функциональному признаку, иначе говоря каждая база данных отвечает за свой функциональный участок. При этом база данных могут иметь общие справочники и каталоги документов, но обладать абсолютно разным функционалом. Самым простым примером подобной дифференциации является работа в связке двух конфигурации 1С Бухгалтерия и 1С ЗУП ( Зарплата и Управление персоналом ). В данном примере в 1С Бухгалтерии формируется бухгалтерская отчетность по организации/организациям, а в 1С ЗУП ведется кадровый учет.

- мобильные приложения устанавливаемые на мобильные устройства. – По своей сути, разновидность т.н. толстых клиентов для локальных баз – но как правило с более оптимизированным функционалом. Сценарии применения разнообразны, но как правило, мобильные приложения пишутся для поддержки удаленных бизнес процессов сотрудников и исследовательских групп тех которые работают, что называется «в полях». Так же, удобно использовать мобильные приложения для клиентов или неафелированных партнеров, для которых возникла необходимость подключить их к вашей системе, но при этом давать им доступ к основной пользовательской среде не оптимально.

- специальные функциональные модули для поддержки off-line функционала. Типичным примером подобного подхода являются так называемые off-line блокноты в Evernote – которые позволяют фиксировать информацию без доступа к сети интернет, а потом передавать ее в облачный сервис при подключении к сети интернет.

s